ВСЕ СОВПАДЕНИЯ СЛУЧАЙНЫ! В заметке обобщён личный опыт 6 проектов, в половине из которых я участвовать не стал и ещё 2 моих коллег, про которые я знаю как про свои. Ничего личного, просто личный опыт.
Ситуация довольно типичная.
Маленькая, но очень гордая компания. 3 человека. Все начальники (или учредители). Все отвечают за всё. Точнее как раз расписывают кто за что будет отвечать. И доходят до самого интересного. До того на чём они собственно будут зарабатывать деньги – то есть о продажах и маркетинге.
Ситуация реально типичная. Я встречал её в разных вариантах.
Что обычно успевают сделать люди ДО того момента, когда они задумаются о продажах?
Многое.
И вот. Все красивые, надевшие свежеотглаженные рубашки, выбритые до синевы и слегка пьяные стоят на входе (или сидят около телефона) и … Ага, правильно. Ждут Клиента!!!
…
Я не буду сейчас описывать что происходит дальше – это тема отдельного поста, а может даже и не одного. Скажу только чем это заканчивается через месяц, два, пол-года .. год. Да-да, я знаю одну такую компанию которой хватило денег на год. Хотя что я, я знаю другую компанию, которая в таком режиме ежемесячных убытков в -150000 (минус сто пятьдесят тысяч рублей) работала 3 (три!!!) года. Может вы знаете ещё более рекордные цифры?
И это я всё про малый бизнес!
Ну так вот … через некоторое время деньги заканчиваются все. Абсолютно.
Что делают люди?
Во-первых они лишний раз убеждаются, что они всё сделали правильно. У них классный продукт, хороший офис, орг-структура (!) и персонал просто замечательные, производство просто уникальное.
Во-вторых понимают, что нужно сделать что? Правильно! Нанять продавцов.
Набор продавцов – это отдельная песня. Достойная пера мастера историй. Дикие, глупые, тупые и неграмотные продавцы, которые приходят на собеседование никак не могут понять как им повезло. Ведь товар уникальный! Клиенты просто в очереди стоят и лопатники денег готовят!
А они – эти неблагодарные продавцы не хотят работать или, не дай бог, спрашивают сколько же им платить будут вместо того, чтобы продажи делать.
Дальше уже просто грустно и скучно. Сначала обучение, потом маркетинг (ударение на е)….
Напоследок ещё пример, из последнего так сказать.
Идёт обсуждение стратегии продаж в одной такой компании "на троих".
1-й почтеннейший начальник сказал что нужно продавать прямо сейчас – продукт есть, схема есть, маркетинг разработан, оргструктура (!) нарисована. Осталось только продавцов найти и обучить. Чему обучить не сказал. Типа просто продавать.
2-й начальник отмочил корку круче. У нас нет технологии продаж через пол-часа общения сказал он. Но мы знаем кому мы собираемся продавать: "наша целевая аудитория мужчина старше 30 лет, женат, двое детей, доход его 20 тысяч, на семью 30 тысяч, работает либо преподавателем ВУЗа, либо водителем газели, например…" А далее тупо игнорирует мои скромные попытки намекнуть, что преподаватели ВУЗа и водители газели даже при прочих равных это РАЗНЫЕ целевые аудитории. "Нет, они – одно и то же, они думают одинаково, я знаю – я маркетингом (на Е) занимаюсь давно". (Добавлю, что продукт – стоит около 10 тысяч и не относится к товарам не то что первой, но и десятой необходимости – сравните с бюджетом ЦА)
Ну а после 3-го начальника я вообще выпал в аут. "Я неделю этим не занимался, ничего не знаю – завтра буду думать".
Но! Не далее чем за три часа до этого все вместе сидели в одной комнате и дружно мне говорили: "Мы ЗНАЕМ КАК продавать, КОМУ продавать, МЫ ОБО ВСЁМ ВТРОЁМ договорились" …
Мораль. Думайте во что вписываетесь. Если люди хотят решать задачу – обговаривайте вначале все граничные условия, требуйте детали и составляйте ТЗ. Если вам хотят "вынести мозг" – … когда я начал писать эту заметку, то думал, что можно это позволить сделать за ооочень большие деньги, но может вообще тогда лучше не ввязываться?
И второе. Для себя формулирую правило: могу взяться за два рода задач. Первое – меня приглашают делать часть проекта и я его делаю согласно утверждённого ТЗ. Вся ответственность и претензии в рамках ТЗ и договора. Вторая – я делаю проект и отвечаю за результат, но договор, ТЗ и выяснение всех деталей также обязательны. Самое главное – если результат нужен "немедленно", "сейчас", "быстро", но до сих пор ничего не делалось и есть желание только переложить ответственность за ситуацию на кого-то, а не решить проблему – лучше отказаться сразу. Я дело делаю, а не утешаю страждущих.
Прайс предоставлю по требованию.