Гуляя по Санкт-Петербургу: История про заботу о клиенте с двойной моралью
На выходных я проводил тренинг в доме "Аэрофлота", что на Невском проспекте дом 7. Видный такой дом. Оригинальной архитектуры. Потсроен он был незадолго до революции в 1910 году банкиром Вавельбергом и носил его имя. А уже в советское время в 1960 году здесь был открыт городской аэровокзал. Именно здесь продавались билеты, располагалась камера хранения, регистрировались пассажиры и с Невского их уже везли в Пулково. Представить сложно, что когда-то этот путь можно было проделать без пробок. Но суть не об этом. Подходя в субботу с утра к дому я вспомнил историю про него слышанную. Историю я слышал или читал тогда, когда журнал "Мурзилка" я уже перестал читать, а "Мы" и "Ровесник" ещё не начал. Так что плотно сидел на "Костре", "Пионере" и "Ленинских искрах". Начитанный был мальчик, образованный, потому и запоминал всякую чушь.
Историю же слышал о банкире, как я сейчас уже выяснил именно том самом Вавельберге, который заказал постройку этого дома для своего Банкирского дома, переименованного в 1912 году в Русский Торговый Банк. Непосредственным прообразом этой постройки послужил Палаццо дожей в Венеции, что дало горожанам основание иронически называть здание банка "Денежкино Палаццо".
А сам Вавельберг был дядькой дотошным, даром что банкир. И угодить ему было сложно. Но строители старались и похоже сдавали дом без нареканий, до тех пор, пока они не подошли ко входной двери. И вот тут-то и выяснилось, что двери те открываются, как и большинство торговых дверей наружу. То есть посетителю нужно было их тянуть. А двери-то там стояли знатные. Они и до сих пор сохранились – дубовые, надёжные как и сам Банкирский дом "Вавельберг". И тут банкир не выдержал и набросился на горе строителей. Что ж, вы сук самки собак, недоумки кирпичные и может ещё как, - кричал он. Как же вы думаете люди с деньгами сюда приходить будут? Ведь им должно быть легко входить, но сложно выходить!
И приказал разумеется уже готовые двери, проёмы и прочее переделать. Так чтобы войти было легко, а выйти … уж как получится. Такой вот принципиальный банкир попался работягам.
Ну на этом казалось бы можно и конец истории объявлять, да на мораль выводить - мол, думайте ребята, кто вам важнее – тот кто ещё только входить собирается в ваш магазин или тот, кто уже их него выходит ….
Но!
Не тут-то было.
Фотографии-то дома я сам сделал. А вот саму историю только по памяти и помню. Вот и полез по интернету искать её описание поточнее. Годов-то немало прошло с тех, пор как я журнальчики "Пионер", "Костёр", да газетку "Пионерская правда" почитывал … и Нашёл вот что:
Это огромное примечательное здание, выполненное в стиле итальянских дворцов эпохи возрождения, облицовано во всю высоту блоками из серого гранита. Из того же материала сделаны рустованные колонны, барельефы, пилястры, скульптурные украшения, выполненные В. В. Козловым и Л. А. Дитрихом. В народе здание называли "Дворец дожей" или "Денежное Палаццо" *, поскольку фасад здания банка во многом напоминает Дворец дожей в Венеции и Палаццо Медичи во Флоренции. Но в историю петербургской архитектуры оно вошло под именем своего владельца, как "Дом Вавельберга".
Н.А.Синдаловский /2,3/ приводит легенду, что, принимая здание, хозяин банка М.И.Вавельберг, долго и придирчиво ходил по лестницам и переходам, и, не найдя к чему придраться, сделал все-таки одно замечание: "У вас на дверях табличка: Толкать от себя. Это не мой принцип. Переделайте: Тянуть к себе.""
Не то чтобы данная легенда в корне противоречила тому, что пару десятков лет назад слышал я. Но мораль-то отсюда совсем другая следует … Эк как можно изложить любую историю с опорой на исторический "факты" и авторитетов, что даже смысл первоначальный меняется совершенно. Ведь в чём принцип-то Вавельберга?
Мне кажется что именно в том, чтобы "тянуть клиентов с деньгами к себе".
Двери кстати открываются внутрь!
Будете у нас на Невском убедитесь сами!
А может и меня позвать. Мы с вами посидим, выпьем сок или кофе во дворе Строгановского дворца, что совсем неподалёку. Место кстати тоже замечательное с точки зрения работы с клиентами. Но это другая история.
А мораль?
Да, мораль здесь – красивый у нас город – Северная Венеция, Столица Российской Империи, Санкт-Петербург. Люблю я его.
А свою мораль ищите сами…